Наверх

Продукт > Управление персоналом > Повышение профессионализма персонала > Способствуем самообразованию

Способствуем самообразованию

Если вы сосредоточены только на текущих результатах, финансовых показателях, то можете не дополучить прибыль. Почему? Всё дело в ваших сотрудниках. Как показывает практика, люди неудовлетворены многими вещами. И эта неудовлетворённость влияет на их личную эффективность, отношение к работе, к компании. Одной из причин неудовлетворённости является отсутствие личного развития. Человек существо достаточно сложное. Кроме обычных потребностей он имеет потребность к познанию. Неудовлетворение этой потребности, как и любой другой, ведёт к негативным процессам, которые непременно обозначатся на работе.

К тому же действительность вокруг не стоит на месте. Всё время что-то меняется. Появляются новые компьютерные программы, способы продаж, виды рекламы, подходы в дизайне. Меняются даже социальные ценности. Но задача бизнесмена не только успевать за изменениями. Если у вас серьёзные амбиции, то ваша цель изменится раньше, чем изменения станут известными для многих.

Кроме этого, развитие влияет на мировоззрение сотрудника. Меняется его система мотивации, отношение к другим людям, работе. А если сотрудник контактирует с клиентами, то интеллектуально развитый собеседник покажется вашим клиентам интереснее, ведь рабочие переговоры это не только обсуждение цен и характеристик товара или услуги.

Единственный путь - личное развитие. Сотрудники должны развиваться, чтобы отслеживать процессы, происходящие вокруг и уметь приспособиться к новым обстоятельствам. Руководителю по силам сделать этот процесс управляемым и дающим результат бизнесу.

Начинаем с анализа

Прежде, чем заняться развитием сотрудников, следует провести небольшой анализ. Не все сотрудники могут быть согласны с тем, что им следует развиваться. Не стоит их переубеждать. Пример коллеги, который будет больше зарабатывать, получать более интересные или сложные задачи, быстро покажет кто настоящий профессионал, а кто думает, что он профессионал.

Анализ следует провести в трёх направлениях: психологическом, профессиональном и личном. Психологический анализ даст вам информацию о способностях сотрудника. Для этого можно использовать различные тесты, желательно, проконсультировавшись с психологом.

Профессиональные тесты, собеседование, анализ работы сотрудника позволят выявить не только уровень знаний, но и предпочтения. Например, ваш сотрудник может хотеть освоить новую специальность. В большинстве случаев такой универсал может пригодиться, например, заменить коллегу в проекте, выполнить простую задачу, к которой нерационально привлекать специалиста с высокой квалификацией.

Анализ личных предпочтений покажет, чем интересуется сотрудник кроме работы. Многие люди имеют хобби, интересы, которые только на первый взгляд не связаны с работой. Но на самом деле очень на неё влияют.

Выстраивание политики развития

Для начала направления развития стоит разбить на основные и вспомогательные. Основные направления это те, которые связаны с работой. Это профессиональные знания, дополнительная специализация и развитие навыков (внимание, память, ведение переговоров). Вспомогательным направлением является то, что прямо к работе не относится, но касается интересов сотрудника и влияет на его работу.

Теперь вам следует перейти к практическим инструментам. Помните, что заставить нельзя, но можно заинтересовать. Не стоит спешить раздавать премию тем, кто освоил программу или научился отличать картины Рембрандта от картин Шишкина. Для начала имеет смысл обозначить цель. Возможно, ваши слова о заботе и не будут приняты всерьёз на 100 %, но в глазах сотрудников ваш статус повысится однозначно. Основной секрет здесь в том, чтобы ваши интересы совпадали с интересами конкретных сотрудников.

Система поощрения саморазвития для сотрудников не обязательно должна быть материальной, тем не менее, она должна представлять выгоды для сотрудника.

Например, не стоит спешить наказывать сотрудника, если вместо работы он читает статью, связанную с его профессиональной деятельностью или интересами. Возможно, даже в процессе работы разрешить своим сотрудникам делать паузы, но при условии, что во время этих пауз сотрудники будут читать профессиональные, развивающие статьи.

Во время работы можно заполнять паузы прохождением специальных программ-тренажёров, которые развивают память, внимание, другие навыки, которые способствуют повышению личной эффективности.

Всячески способствуйте желанию сотрудника посетить различные однодневные курсы, тренинги или семинары. Время для этого вполне можно найти. Это будет лучше, чем незанятый сотрудник, скучающий в офисе и просто сжигающий своё время и электроэнергию, за которую платит компания.

Тем сотрудникам, которые заметно развиваются, осваивают что-то новое, ставьте более интересные, новые или сложные задачи. Давайте им возможность проявить инициативу, привлекайте к процессу управления.

Во время личных событий, праздников не помешают сотрудникам и ценные подарки в виде книг, билетов на мероприятия. Причём не обязательно это должно быть связано с профессиональной сферой. Хобби, увлечения сотрудника также следует учитывать.

Не стоит беспокоиться, что ваша "излишняя доброта" скажется негативно на работе. Разумный баланс между контролем и самостоятельностью позволит добиться роста эффективности. К тому же замечено, что развивающиеся, растущие над собой люди, дают больше, так как имеют амбиции и готовы браться за решение самых сложных задач, чтобы реализовать свои способности.