Наверх

Продукт > Персонал > Повышение профессионализма персонала > Тренинги. Как выбирать

Тренинги. Как выбирать

Хорошее обучение способно дать компании не меньше, чем финансовые инвестиции. Знания и опыт сегодня также важны, как кредит под мизерный процент. Но в отличие от дешёвых кредитов знания куда более доступны. Достаточно зайти в Интернет и даже на свой электронный ящик, чтобы увидеть значительное количество предложений.

Но проблема в том, как выбрать действительно хороший тренинг. 

Цель тренинга или формулировка проблемы

У любого действия, в том числе и тренинга, должна быть конкретная цель. Возьмём конкретный пример. Между менеджерами по продажам и клиентами всё время какие-то конфликты. Клиенты звонят руководителю, менеджеры оправдываются. Вроде бы логично заказать тренинг для менеджеров. Но стоит для начала проанализировать. Раздражение клиента может вызывать медленное обслуживание, постоянная путаница в документах, излишняя агрессивность менеджера или его отношение к клиенту.

Поэтому не стоит спешить. Если проблема организационная, то, скорее всего, понадобится тренинг не по конфликтам, а по организации продаж. И не менеджерам, а руководителю.

Результаты тренинга

Так, как вы планируете результаты работы, так же стоит планировать и результаты от любой деятельности, в том числе от тренингов. Вы должны получить решение конкретной проблемы. 

Беда многих тренингов в том, что они проводятся ради процесса. Как отобразится на доходах программиста то, что он перечитает пару статей о последних исследованиях в области неорганической химии? Да, он стал умнее, но как программист, он остался на прежнем уровне.

Таким образом, результат тренинга можно рассматривать как решение конкретной проблемы в бизнесе или компании.

Тренинги, на которые, возможно, не стоит идти

Теперь, собственно, о критериях выбора тренинга.

Независимо от того, позвонил вам менеджер или пришло предложение, слова или текст говорят больше, чем можно представить.

Если в тексте, словах менеджера много специальных терминов, сложных и непонятных слов, то это уже настораживает. Но многие тренинговые компании любят ими блистать. Часто скрывая за ширмой слов вполне банальные вещи, известные большинству опытных руководителей.

Общие фразы, формулировки, лишённые конкретики. Чтобы понять, это недостаток коммерческого предложения или такой подход к делу, достаточно сформулировать свою проблему и поинтересоваться, как тренинг её решит. Если всё ограничится общими фразами, то стоит подумать о целесообразности такого тренинга.

В жизни нет 100 % работающих рецептов успеха, тем более универсальных. Обещания решить все проблемы, одним махом да ещё за два дня, увы, за гранью реальности.

Излишний креатив. Как правило, креатив, сильно выраженный и сдобренный нестандартными подходами, часто неэтичными не несёт пользы. Особенно в сочетании с приёмами грубой манипуляций, НЛП, агрессией. 

На просьбу выслать примеры раздаточных материалов вам отвечают вежливым отказом. Мотивируют тем, что конкуренты могут заполучить "секретный рецепт счастья". В нормальных тренинговых компаниях, примеры раздаточных материалов являются обычным делом. Это презентация компании, её услуг.

Тренеры компании не публикуют статей, не проводят открытые семинары и презентации тренингов. Обычно хорошие тренеры часто "светятся". Их приглашают в качестве экспертов на передачи, берут интервью. Авторитетные тренеры часто публикуют свои статьи. Это способствует их продвижению и подчёркивает авторитет. Плохим тренерам часто невыгодно "светить" свои знания.

Ссылки на большое количество сертификатов, дипломов и т. п. Наличие у тренера сертификатов и других "бумаг" ещё ничего не означает. Конечно, если речь не идёт об обучении технических специалистов, когда сертификат является обязательным. Лучше поинтересуйтесь практическим опытом тренера. Где он работал, до того как стал тренером. Теоретические знания ничего не значат без опыта. Если это тренинг по продажам, то у тренера должен быть хотя бы минимальный опыт в этой сфере.

Позитивные отзывы клиентов, мало кто их не использует. Но редко в этих словах благодарности найдётся конкретика. Просто "улучшились результаты" или "увеличились продажи" недостаточно. 

Известность ещё не гарантирует качество. Известность, скандальность или популярность тренера ещё ничего не значат. Тренинг это практическая задача по решению проблемы, а не шоу.

Названия тренингов в виде рекламных слоганов, типа "10 приёмов победить в переговорах", "Пять шагов, чтобы стать лидером" или "Перестань быть тряпкой, пройди тренинг" в большинстве случаев говорят о том, что этот тренинг не нужен. За громкими лозунгами скрываются очевидные вещи. Если ранее они были вам не доступны, то это говорит о вашем нежелании учиться.

Тренинги, на которые стоит пойти

Тренинговая компания проводит предварительную подготовку. Анкетирует участников, старается больше разобраться в сути проблем, делает анализ ситуации. В этом случае вы столкнулись с профессионалами. Ещё лучше, если тренинговая компания возьмёт на себя поддержку после тренинга. Причём не будет требовать за это дополнительные деньги.

Вместе с коммерческим предложением тренинговая компания предоставляет, по запросу руководителя материалы, которые касаются тренинга. Например, образцы раздаточных материалов, записи тренингов, публикации статей и т.п.

Тренер является практиком. Такому человеку даже проще наладить контакт с аудиторией. Ведь он поймёт ваших сотрудников или вас, как никто другой.

У компании сайт, с подробным описанием тренингов, какие проблемы бизнеса и как они решают.

Наличие позитивных отзывов, причём не только на сайте тренинговой компании. Имеет смысл обратиться к тем компаниям, которые уже прошли тренинг, к их сотрудникам. Последние могут особенно много рассказать. Обычно тренинговые компании редко скрывают своих клиентов.

Тренинговая компания проводит презентации тренингов, бесплатные (показательные) тренинги, семинары. Это не только элемент рекламы, но и открытость тренинговой компании. Вы не должны платить деньги за кота в мешке и хорошая тренинговая компания это понимает.

Многие тренинговые компании предлагают вернуть вам деньги, если тренинг не понравился или не подошёл. На самом деле это должна быть обычная практика в сфере услуг и товаров. Если у тренинговой компании есть такое предложение, то это только плюс для неё и повод обратится.

Выбирая тренинг и тренинговую компанию, помните о том, что этот выбор должен повлиять на эффективность вашего бизнеса, ваш персонал.