Наверх

Продукт > Управление организацией > Организация деятельности компании > Построение организации управления и коммуникаций в зависимости от стиля управления

Построение организации управления и коммуникаций в зависимости от стиля управления

Организация работы в компании часто зависит от личных качеств руководителя. Использование личных качеств в организации работы и называется стилем управления. Личные качества формируются воспитанием, образованием и личным опытом. В некоторых случаях личные качества могут мешать, а в других помогать. В любом случае стиль управления влияет на организацию работы, то есть, конечный результат.

Выделяют три основных стиля управления. Конечно, возможны различные варианты, но в целом они могут соответствовать одному из стилей.

Авторитарный

Руководитель раздаёт приказы, а сотрудники только их выполняют. За невыполнение или некачественное их выполнение персонал ждут санкции. Руководитель сосредотачивает всё под собой. Любое действие сотрудника требует участия руководителя, жёсткие схемы прописываются в инструкциях и положениях.

В некоторых случаях в основе авторитарного стиля может быть реальный авторитет руководителя. Он, по сути, является отцом. Такая схема отношений нередко используется в отечественных организациях.

Очевидным плюсом такого стиля, как кажется руководителю, является то, что он держит всё под контролем. Однако практика показывает, что это не так.

Авторитарный стиль часто лишает организацию и сотрудников гибкости - неоправданно большие временные затраты на согласования действий у руководителя и контроль. Сотрудники лишаются инициативы и не могут творчески подходить к решению задач. Также, не редко, при авторитарном стиле, руководитель необъективно оценивает проблемы в организации, влияние внешних факторов.

Тем не менее, в некоторых случаях авторитарный стиль имеет право на существование, например, когда возникла кризисная ситуация или необходима мобилизация ресурсов для быстрого развития.

Если вы придерживаетесь авторитарного стиля управления, то вам нужно:

  • иметь бюрократический аппарат в виде инструкций, положений и других документов, прописывающих деятельность;
  • организовать систему периодического контроля конкретных сотрудников и показателей;
  • выстроить иерархическую систему коммуникаций с преимущественно вертикальными связями для согласований, проверок, отчётов по принципу "приказ - отчёт";
  • не допускать в системе коммуникаций процессов, которые не замкнуты на вас;
  • организовать такую схему работы, при которой вы бы могли уделять внимание всем процессам.

Для авторитарных организаций большую роль играет ИТ-решения и автоматизации в бизнесе, так как они позволяют снизить затраты времени на контроль, активное участие в процессах, коммуникации, обработку отчётов.

Сопричастный

Название стиля говорит само за себя. В процессе постановки целей и задач, участвует не только руководитель, но и его персонал. Руководитель вправе принять мнение сотрудника или отказать. Но в любом случае сотрудник причастен к процессу управления. Такой вид управления более привлекателен с позиций обмена информацией. Ведь руководитель может не быть профессионалом в какой-то области или не иметь достаточной информации, например, о рынке. С другой стороны, от руководителя требуется больше гибкости и умения учитывать интересы разных сторон. Например, бухгалтер может выступать за более жёсткий контроль затрат на продажи, а менеджеры по продажам требовать большей автономности.

Если вы придерживаетесь сопричастного стиля управления, то вам нужно:

- иметь систему показателей, результатов, как ориентиров;

- иметь систему ограничений (ресурсы, сроки) для выполнения той или иной задачи, чтобы процессы не затягивались по усмотрению сотрудника;

- систему коммуникаций, которая бы позволяла оперативно обсуждать вопросы, независимо от местонахождения сотрудника и позволяла уделять внимание каждому сотруднику при обсуждении задачи;

- в системе коммуникаций должен быть разумный баланс вертикальных и горизонтальных связей;

- система коммуникаций должна иметь инструменты коллективной работы и общения (кроме обычных совещаний это могут быть и программные решения, видео-конференции и т.п.), для того чтобы знать и учитывать интересы разных подразделений;

- часть процессов и информационных потоков в системе коммуникаций можно не замыкать на себе;

- условия разграничения зон ответственности и полномочий в процессе работы.

Для сопричастных организаций наличие ИТ-решения для организации работы, автоматизации не менее важно, чем для авторитарных организаций. ИТ-решение должно давать широкие возможности для коммуникаций и обмена информацией. В противном случае руководителю придётся проводить периодические совещания обсуждения дел, а это не всегда удобно и возможно, так как требует присутствия нужных сотрудников.

Автономный

Данный стиль управления используют немногие менеджеры. Он предполагает широкую автономность работы сотрудников: обычно руководитель ограничивается постановкой целей, созданием некоторых условий и периодическим контролем результатов. Большая часть работы сотрудников зависит от них самих.

Минусов у такого стиля много, несмотря на широкие возможности. Основной из них - мотивация сотрудников и уровень их инициативности, если сотрудники решают коллективные задачи, когда важна способность к самоорганизации. В обычных организациях это требует активного вмешательства руководителя.

Если вы всё-таки исповедуете такой стиль руководства, то вам нужно:

  • иметь чётко прописанные правила игры или условия, а также систему критических точек, при которых руководитель может ограничить автономность сотрудников;
  • систему промежуточных результатов, для возможности контроля;
  • чёткие условия ответственности сотрудников;
  • система коммуникации ограничивается доведением целей, условий и периодическим получением отчётов (как правило, период от одной недели и больше);
  • основной упор в организации на коммуникации между сотрудниками, в меньшей степени коммуникации с руководителем;
  • организация работы должна способствовать автономности сотрудников и их самоорганизации при решении коллективных задач.

Конечно, стиль управления формируется личными качествами руководителя, но больший эффект даёт возможность применения гибкого подхода, то есть по ситуации. Также различный вид организации можно применять для разных подразделений компании. Если подразделение решает творческие задачи, то понадобиться сопричастный стиль или автономный. Если речь идёт о процессах, связанных с чёткой организацией (производство, финансы), то можно использовать сопричастный и авторитарный стили. Однако, во всех случаях стоит помнить о разумных пределах и соответствии со стратегическими целями.