Наверх

Продукт > Организация > Советы по управлению компанией > Эффективное управление

Эффективное управление

Руководитель часто сравнивается с дирижёром оркестра. Взмах руки и начинает играть оркестр, слаженно и красиво. Но это не так. Работа руководителя скорее напоминает репетицию оркестра. Компания как слаженный механизм возможна, но только в краткосрочном периоде. Какая-то группа инструментов в этом оркестре может дать сбой. Чтобы обеспечить работу компании в более длительном периоде, руководителю следует проявлять гибкость и использовать все три уровня управления.

Уровни управления

Существует три уровня управления. На начальном этапе, как правило, руководитель управляет действиями. Он лично договаривается с поставщиками, клиентами, работает в одной упряжке со своими немногочисленными сотрудниками. Руководитель может сам делать дизайн, программировать или вести финансовый учёт. Компания растёт. Руководителю всё сложнее отвлекаться на действия. Он начинает делегировать полномочия сотрудникам, поручать выполнение определённого рода действий. Руководитель стремится развивать сотрудников, создавать из них команды, управлять командной и личной мотивацией. Это уровень управления людьми.

В итоге, руководитель даже небольшой компании приходит к уровню управления информацией. То есть, он получает информацию в виде отчётов, аналитических показателей, графиков и диаграмм. Со своей стороны руководитель уже не управляет действиями или людьми. Он управляет оргструктурой, функциональными обязанностями, бизнес-процессами, системой показателей и т.п. Кажется, что это нормальный процесс развития системы управления и руководителя.

Не всё так просто

В самом начале компания сравнивалась с оркестром. Можно ли научить оркестр играть, используя только концертный уровень управления им? Нет. Во время репетиции дирижёр активно вмешивается в процесс. И уж если не сыграет на скрипке вместо незадачливого скрипача, то расскажет, как тот должен играть. То же самое и в бизнесе. Стабильность явление временное. Руководитель не может управлять только информацией. Это ошибочная позиция, особенно для малого бизнеса, который более чувствителен к внешним и внутренним факторам.

В своей работе руководитель должен поддерживать ситуативный баланс. Бывают ситуации, когда достаточно дать сотрудникам план продаж, бюджет и потребовать результат. Но, бывает ситуация, когда руководитель может и сам заняться переговорами с поставщиком для получения максимальной скидки. Или найти новых клиентов. Руководителю недостаточно сбросить задание программисту, важно оценить мотивацию на данный момент, пересмотреть подход, например, к оплате труда. Ничто не мешает перепроверить отчёт, обсудить с сотрудником новую задачу, задать уточняющие вопросы по данным, которые скрываются за удобной системой показателей.

Талант руководителя проявляется уже в умелом использовании всех трёх уровней управления. Если руководитель уйдёт в первый уровень, то просто утонет в пучине мелких дел, задач. На втором уровне руководитель может упустить иные факторы, не зависящие от управления персоналом. Сосредоточившись в третьем уровне, руководитель может вообще потерять связь с реальностью.

А как же автоматизация?

Возникает резонный вопрос "А как быть с системой автоматизации управления?". Ведь любая система автоматизации, по сути, склоняет руководителя к управлению информацией. И да, и нет. Это один из критериев оценки при выборе системы автоматизации управления бизнесом. То есть, ваша система должна предполагать возможность использования всех уровней управления. Причём идеально вписывая их в себя. То есть, управление действиями и персоналом не должны быть внешней надстройкой системы. Тогда потеряется целостность процесса управления и деньги, потраченные на систему, могут быть выброшены на ветер.

Другие системы, к которым относится и комплекс "Простой бизнес", как раз направлены на использование всех трёх способов управления. Встроенные модули позволяют не только управлять информацией, но и совершать действия, управлять персоналом. А так как все действия руководителя, сотрудников отображаются в системе и хранятся в ней, то сохраняется и целостность процесса.

Причина в управленце

На самом деле никакая система не заставляет руководителя отказаться от первых двух уровней управления. Это заложено в природе любого человека, упростить себе жизнь, добиться стабильности. Но практика и последние исследования показывают обратное.

Участившиеся монетарные кризисы, рост конкуренции и цен на энергоносители, социальные изменения в обществе не дают никаких гарантий процветания в будущем. Система автоматизации позволяет упростить коммуникации, работу руководителя, но не обещает избавить его от управления действиями и персоналом.