Блог > SaaS решения, как удобное продолжение аутсорсинга

SaaS решения, как удобное продолжение аутсорсинга

Такой привычный аутсорсинг...

Совместить «коня и трепетную лань» хочется каждому, но такая уникальная возможность предоставляется далеко не всем. Касается это проверенное временем утверждение и вопросов ведения бизнеса, в плане организации собственной деятельности. Оказывается, что главная головная боль каждого предпринимателя - ведение разного рода документации и с этим нужно что-то делать. 

Ожидание волшебного времени, когда налоговая инспекция или прочие инстанции смогут предложить бесплатный инструмент для проведения однотипных операций, автоматического формирования отчетов утопично. Необходимость найма бухгалтера, потребность в котором для малого бизнеса не постоянна, вынудила многих привлекать сторонних специалистов. Их опыт позволяет быстро решать поставленные задачи и предвидеть некоторые подводные камни, коими славится система налогообложения. Это один из примеров, когда в бизнес-модель начало входить понятие аутсорсинговых услуг.

Давно замечены схожие сложности и в IT-сфере. Высокая заработная плата профессиональных системных администраторов и периодически возникающая в них необходимость, заставили многих руководителей оптимизировать по максимуму эту статью расходов. Выходом из ситуации оказался всё тот же аутсорсинг.

В результате, оказывается примеров аутсорсинга в повседневности уже довольно много. Не стала исключением и сфера программных продуктов. Сегодня всё больше программ переходят от режима локального использования к сетевым решениям, так называемым «облачным». Осознанно или не осознанно делая выбор в сторону этих предложений, многие руководители через некоторое время замечают, что приняли правильное решение. Подобная технология уже не один год развивается и уже получила своё привлекательное название в виде аббревиатуры SaaS. Что же это такое? Давайте разбираться. 

SaaS пришёл

С увеличением эффективности различного рода систем автоматизации бизнес-процессов, средний и малый бизнес всё чаще стал задумываться об их внедрении. Повышение качества ведения документации, внедрение автоматического перекрёстного контроля и повышение культуры производства - основные результаты внедрения подобных систем. Такие вести от пользователей стали катализатором, значительно увеличившим интерес к SaaS.

В ответ на эти тенденции, компании-разработчики программного обеспечения (ПО) начали создавать продукты разной сложности, направленности, функциональности и масштаба. Каждый из них, начиная от энергичных аматеров разного калибра, заканчивая крупными разработчиками, стал использовать все доступные способы пиара для продвижения своих идей. 

Красочные буклеты и электронные письма, различного уровня презентации и семинары, консультации в конференц-залах и офисах. Все стали предлагать программные продукты в разных ценовых категориях. Все обещают изменить жизнь к лучшему уже на следующий день после внедрения, но как работает аббревиатура SaaS в жизни?

Что же такое SaaS и с чем его едят?

SaaS (от англ. Software as a Service) - способ организации аренды ПО, при котором пользователю предоставляется удобный WEB-интерфейс, реализующий функционал, описанный в техническом задании к проекту или в сопроводительной документации. Таким образом, представляется новая бизнес-модель взаимоотношений между разработчиком ПО и покупателем его услуг.

Пред началом анализа положительных и отрицательных сторон, стоит отметить основную особенность программного обеспечения такого вида - размещение основного «ядра» программной части на сервере поставщика ПО. Отсюда вытекают все преимущества SaaS:

  • пользователь избавляется от необходимости устанавливать подобное программное обеспечение у себя в офисе, так как оно размещается на сервере провайдера;

  • для работы необходим минимальный набор лицензионного ПО;

  • отсутствует необходимость следить за обновлениями ПО, работой антивирусных систем, работоспособностью, надёжностью физического оборудования;

  • можно не беспокоиться о сохранности информации, которую использует предоставляемое ПО, так как надёжность современных ДАТА-центров близка к 100%;

  • рабочее место пользователя не привязано к конкретному компьютеру и его вычислительной мощности;

  • как показывает Мировая практика, такие предложения оказываются дешевле, чем аналогичные «коробочные» версии.

С основными положительными сторонами новой концепции предоставления ПО ситуация прояснилась, так как часть из них приведена. Теперь обратим внимание на отрицательные.

К отрицательным сторонам ПО, предоставленного на основе SaaS-концепции, можно отнести два важных аспекта: необходимость передачи информации на сервер сторонних лиц и острая зависимость скорости работы от качества сети Интернет. 

Анализируем «минусы» SaaS. 

Проанализировав оба отрицательных фактора, один можно отсечь сразу. Вероятность возникновения проблем с провайдером многократно снижается за счет резервирования канала. Обеспечить резервный канал Интернет зачастую так же просто, как и резервный источник питания. Технически эти вопросы решаются просто. 

Рассматривая проблемы неразглашения информации, можно строить догадки и бесчисленные теории о возможной её утечке. Тем не менее, вероятность такого развития событий минимальна.

Во-первых, вероятность судебных разбирательств по факту разглашения коммерческой информации юридического лица очень велика. Рисковать репутацией и будущим своего проекта, мало кто согласится.

Во-вторых, отдельные поставщики SaaS-сервисов могут представить экспертное заключение третьих лиц об использовании у них алгоритмов шифрования данных. Ключи для расшифровки могут быть недоступны никому, либо задаваться конечным пользователем. Такие технологии уже давно работают и злоумышленники, не рискуя ждать долгие годы на расшифровку ключей доступа, склоняются к альтернативным вариантам добычи информации.

В-третьих, комплекс мер, направленных на защиту информации в небольших компаниях, явно недостаточен. В сравнении с системами защиты информации на качественных ДАТА-центрах, можно сказать, что она отсутствует и вовсе. Таким образом, дополнительно расширяется перечень возможных каналов добычи информации, к которым относятся подкуп сотрудников, локальный или удалённый взлом компьютера, установка специальной прослушивающей аппаратуры.

Сопоставление фактов приводит к выводу о существовании некоторых других «минусов» предлагаемых SaaS-сервисов, так как полностью идеальных систем априори не существует. Недостатки могут проявиться со временем, и вполне вероятно будут носить философский, психологический или прочий характер, но это уже тема для другой статьи.

Выводы

Новая технология предоставления программного продукта на основе удалённого доступа, непременно будет иметь успех. Относительно низкая стоимость программного продукта, сокращение расходов на обслуживание рабочих мест штатным системным администратором, возможность использования без ограничения «тонких клиентов» на рабочих местах и прочие преимущества не останутся незамеченными.

Современные компании в России уже проявляют активный интерес к SaaS-продуктам. Одним из успешных образцов этого вида стал комплекс автоматизации рабочих процессов «Простой бизнес», объединивший в себе все преимущества актуальных SaaS-продуктов.

Комментарии