Блог > Инвестиции в средства автоматизации

Инвестиции в средства автоматизации

Разработчики специальных программ для автоматизации бизнеса уже давно обратили внимание на небольшие фирмы. Изначально, предложения касались автоматизации бухгалтерии. Но, со временем, стали пользоваться спросом программы по управлению проектами, ERP, CRM и другие системы с ориентацией на малый бизнес. Это объяснимо.

Во многих сферах бизнес только по определению малый, а на самом деле состоит из большого количества процессов, работы со сложными проектами. Если прибавить к этому невысокую компетенцию руководителей (а часто и собственника в одном лице) в области менеджмента и высокую занятость, то "завалы" и низкая эффективность на выходе неотъемлемая составляющая работы.

Но инвестировать в автоматизацию малый бизнес, даже при острой необходимости, не спешит. А те, кто автоматизировался, не всегда довольны результатам и не видят смысла инвестировать снова. Ручное управление продолжает доминировать и на это есть свои причины.

На то он и малый бизнес, что работает в условиях более жёстких ограничений по ресурсам и возможностям их заполучить, чем крупный. Поэтому стоит выделить факторы, которые не в пользу инвестиций в автоматизацию.

Конечно же, первое, это финансы. Выложить достаточно приличную сумму денег на приобретение системы автоматизации может далеко не каждый предприниматель. А занять денег или получить кредит для таких целей практически нереально.

Программные продукты, сами по себе, не решают проблем и конфликтов внутри организации. Как правило, они накладываются на неэффективную организацию, и их внедрение теряет первоначальный смысл. Отчасти это объясняется тем, что системы автоматизации не всегда соответствуют задачам фирмы. Тут и неправильный выбор системы, и сами системы. Слишком долго системы автоматизации разрабатывались для крупного бизнеса, как и теории управления.

Необходимость подгонки своего бизнеса под готовое решение, систему автоматизации. Для этого нужны анализ существующих процессов и их реорганизация. Как правило, этот период связан с ещё большими проблемами, чем отсутствие системы автоматизации. Поэтому многие считают, что лучше оставить, как есть.

Негибкость программных решений, если меняются обстоятельства и условия. А такие ситуации достаточно частые в малом бизнесе. Например, смена сферы деятельности, изменения организации, штата.

И самое главное, владельцам и управляющим малого бизнеса трудно определить эффективность инвестиций на этапе выбора системы автоматизации. Многие заявленные результаты могут не поддаваться количественной оценке. Например, рост лояльности клиентов или эффективности сотрудников. Да и финансовые расчёты не убедительны, так как проверить их можно только после внедрения системы.

Конечно, факторы, не способствующие инвестициям в автоматизацию бизнеса вполне объективны. И всё же, будущее в различных сферах малого бизнеса за автоматизацией бизнес-процессов. Просто необходимо подумать над реальными проблемами малого бизнеса и постараться выбрать критерии для разработки и предложения программного продукта.

Рассмотрим критерии системы автоматизации, которые могут повлиять на рост инвестиций в автоматизацию малого бизнеса.

  1. Разумные условия оплаты. Это значит, что пользователь сможет постепенно вкладывать средства в продукт. Например, вариантом может быть абонентская плата. Возможно, дифференцированная плата в зависимости от степени использования системы и её отдельных модулей. Если дела в компании пошли на спад, по каким-то причинам, то объём работы в фирме и в системе уменьшается, а значит, и плата меньше.
  2. Универсальность. Универсальность даст массовость, что должно отразиться на стоимости системы автоматизации. Система должна подходить фирмам, которые работают в различных сферах деятельности.
  3. Полный охват процессов. Система должна состоять из модулей, которые будут охватывать все процессы в небольшой фирме. От подбора персонала до CRM-системы. Покупать продукты по отдельности для малого бизнеса неэффективно, так как постепенное внедрение модулей даже от одного разработчика не даёт нужного результата. В итоге предприниматель вообще может отказаться от системы.
  4. Гибкость. В малом бизнесе переход из одной сферы деятельности в другую не редкость. Да и изменения на рынке для малого бизнеса ощущаются быстрее, меньше инертность рынка. Поэтому любые изменения не должны нести в себе серьёзных работ по перенастройке. Иногда проще отказаться, чем попытаться всё быстро переделать под нужды на данный момент.
  5. Точность и актуальность информации. Естественно, с возможностью выбора оптимальных показателей для конкретной фирмы. Скорость принятия решения в малом бизнесе должна быть выше, чем в крупном. Иначе можно попросту упустить шанс или не увидеть угрозу. А для малого бизнеса это, не редко, причина потерь, как рыночных, так и финансовых.
  6. Простота в использовании. Чем проще, тем лучше. Иначе дополнительные затраты на обучение или неполное использование системы автоматизации.
  7. Без привязки к офису и географии. Часто на небольших фирмах сотрудники работают удалённо, а руководители в командировках. Тем не менее, сохранять контроль и управлять важно. Поэтому система должна быть доступной для пользователей, независимо от места их пребывания.
  8. Система автоматизации должна обеспечивать максимальный контроль не только над процессами, финансовыми средствами, ресурсами, но и над сотрудниками.

Компаниям малого бизнеса приятно получить такой продукт для автоматизации бизнес процессов и повышения эффективности управления.

Комментарии