Блог > Лидеры - основа персонала организации

Лидеры - основа персонала организации

Неформальные лидеры в компании

Большинство руководителей, собственников бизнеса считают, что наличие у них полномочий автоматически делает их лидерами. Но опытные управленцы знают, что там, где коллектив, всегда будут неформальные лидеры. И их вес, значение для персонала в некоторых случаях может быть выше, чем у формального руководителя. По этой причине многие руководители стараются не брать таких людей на работу или увольнять их при первой же возможности.

Во многих случаях это может быть и оправдано. Но тогда руководителю придётся приложить немало усилий для работы над своим реальным авторитетом. А это не всегда возможно, особенно для наёмных руководителей, которые ограничены рамками ответственности, отношений с собственниками, правилами и т.п. Можно постараться решить проблему, наладив сотрудничество с неформальным лидером, сделав его своим помощником. В обоих случаях важно помнить о том, что бизнес должен процветать.

Руководитель и лидер в одном лице

Это практически идеальная ситуация. Но должность руководителя не делает его лидером автоматически. И никакой приказ не заставит сотрудников стать последователями.

А лидерство просто необходимо. Только лидер способен сконцентрировать усилия работников в сложной ситуации или для развития. Только лидер способен ставить настоящие цели и направлять персонал для их достижения. Люди, в основной массе, исполнители и готовы пойти за человеком, но при одном условии, если станут последователями.

Одним из инструментов руководителя должна стать идеология. Не обещания светлого будущего и огромных зарплат, а именно идеология компании. Однако сейчас можно наблюдать, что всё меньше людей готовы быть приверженными к компании, её идеологии. Всё больше людей воспринимают компанию как ресурс для опыта, заработка, удовлетворения личных амбиций.

Поэтому вторым направление работы руководителя в плане лидерства является личное развитие. В уме большинства работников руководитель должен быть опытным и компетентным, хорошо знать специфику работы. Грубо говоря, управленец должен быть самым лучшим спецом в компании. Но у такого подхода есть очевидные минусы. Технологии, техника развиваются так, что быть компетентным даже в одной области трудно. Да и одной компетентности недостаточно. Руководитель должен быть сильным и уверенным. Причём, в любых ситуациях. Подчинённые, в большинстве случаев, не терпят паники, истерик, криков со стороны руководителя. И ещё больше не терпят неуверенности. Поэтому управленцу желательно работать над этими качествами и не допускать проявления слабости.

Наконец третьим направлением работы являются отношения с сотрудниками. Для большинства российских компаний приемлемым является уважительное отношение к сотрудникам, в определённой мере "отцовское". Не редко применяется формулировка "добрый царь". Как показывает практика, такое отношение позволяет руководителю наладить работу в нужном русле. Но тут есть определённые тонкости, из доброго царя легко превратиться в слабого.

Однако, не смотря на трудности личного развития, отказываться от работы над собой не стоит.

Взаимоотношения с неформальным лидером

"Уничтожение" неформальных лидеров не выход. Под авторитетным руководителем всегда найдётся пусть и менее авторитетный, но всё же тоже лидер. Потому что руководитель, в большинстве случаев, физически не может закрыть собой все вопросы управления компанией, персоналом. Поэтому таких людей необходимо использовать.

Они могут возглавить работу над сложным проектом, новое направление в бизнесе, помогать в ежедневной работе. Не спешите увольнять такого человека, а если он, по вашему мнению, вредит компании, то стоит разобраться в причинах. Вполне возможно, что амбиции этого человека неудовлетворены, и вы можете ему помочь.

Теперь пора разобраться, он реально может стать лидером или просто слишком амбициозный человек. Единственный способ узнать, дать человеку полномочия и ответственность. Если это просто самоуверенный тип, то он будет избегать ответственности и очень скоро его авторитет разрушится.

Если человек выдержал испытание ответственностью, то пора наладить с ним коммуникации. Это не означает, что нужно подружиться, ходить в месте в ночные клубы и т. п. Наоборот, установите близкие, но рабочие отношения. Доверьте ту зону, которой он фактически управляет, как неформальный лидер, но уже с полномочиями.

Наладьте систему коммуникаций с уже формальным лидером. При этом остальные сотрудники увидят, что по отношению к этому человеку вы руководитель, так как управляете отношениями. Всегда управляйте этими отношениями, контролируйте их развитие.

Побеспокойтесь о его личном и профессиональном развитии. Например, неформального лидера можно отправить на обучение, тренинг. По-хорошему амбициозный сотрудник примет вашу поддержку с благодарностью. Не помешает создать определённые условия для работы. Например, можно избавить от рутины, доверять ответственные задачи, приобрести новый компьютер или мебель. Психологически это должно выглядеть как оценка реальных талантов и достижений, а не попытка "подкупить".

Если же ваши попытки наладить отношения не дают позитивного эффекта, то, скорее всего, от такого человека нужно избавляться.

В каждой конкретной ситуации руководителю всегда нужно разобраться. Помните, что появление неформальных лидеров говорит о ваших личных недоработках, как руководителя. И если нет возможности доработать себя, то вполне можно неформального лидера превратить в самого ценного сотрудника, который направит свои таланты и способности на развитие вашего бизнеса.

Комментарии