Наверх

Продукт > Личная эффективность > Бизнес-коммуникации > Межличностные коммуникации - Простой бизнес

Межличностные коммуникации - Простой бизнес

Межличностные коммуникации - Простой бизнес

Межличностные коммуникации делятся на две группы: вербальные и невербальные. В то время как вербальная коммуникация является наиболее универсальной, невербальная – более древняя.

Вербальная коммуникация при личном контакте не всегда есть, а вот невербальная присутствует в любом случае.

Невербальные коммуникации условно можно отнести к группам: паралингвистические средства, язык тела и украшения, одежда.

Невербальные коммуникации

Такая невербальная коммуникация, как язык тела расскажет всё о Ваших намерениях, чувствах и эмоциях. Но значение позы, положения пальцев, рук не всегда можно трактовать однозначно (при этом, что тело человека очень подвижно и пластично), большую роль играет контекст. Но ученые выделяют ряд типичных поз, которые носят определенный характер, зависящий от культуры.

У людей семиотическая интерпретация поз не является врожденной, она приобретается с накопленными знаниями и опытом при общении с людьми.

Невербальный язык тела

Язык тела состоит из пяти элементов: жесты, положение тела, мимика, проксемика, тактильная коммуникация.

Жесты являются способом знакового использования рук. Мы можем махать рукой, прощаясь с собеседником, показывать размер того или иного предмета в дискуссии и пр. Людям необходимо использовать жесты, потому что зачастую возникают ситуации, когда другие коммуникации маловыразительны или совсем недоступны. Исключением здесь служит лишь язык глухонемых. Он является не дополнительным, а основным языком для слабослышащих людей.

Способ держать себя – положение тела. В семиотике нашего тела многое опирается на природные инстинкты. Если человек находится в расслабленном положении, значит, он доверяет собеседнику, в стрессовой же ситуации тело человека будет напряжено. Следует помнить о том, что семиотика тела играет важную роль в том, какое впечатление Вы произведете на человека впервые. Ведь при первом взгляде на Вас человек может оценить Вас именно по способу себя держать.

Мимика является способом использования выражения лица. Основную роль тут играют глаза, не зря же говорят, что глаза – зеркало души. Рот тоже является значимым инструментом мимики, мы можем улыбаться широкой и открытой улыбкой, а можем вовсе не улыбаться. Знаковые функции присуще деталям лица, например брови, могут быть приподняты в приветствии, удивлении, страхе. Говорят, что по лицу, можно даже получить информацию о характере человека. В Китае принято делить лицо на три зоны, которые отражают жизненный путь человека. О состоянии духа и тела можно судить по форме лба и цвету его кожи, а вот уравновешенность характера отражают правильные формы нижней зоны лица.

Четвертый элемент языка тела – проксемика, то есть способ использовать пространство. Любой Ваш собеседник, так или иначе, находится на каком-либо расстоянии от Вас. Расстояние это зависит от пола, от возраста, от степени знакомства или родства. Незнакомых людей принято держать на расстоянии.

Пятым элементом языка тела принято считать тактильную коммуникацию, то есть любые прикосновения, похлопывания и пр. То, какие тактильные элементы используют люди по отношению друг к другу, говорит много об их отношениях и статусе.

Вербальная коммуникация

Вербальная коммуникация является оптимальным способом передачи мысли. Не многие знают, что именно вербальная коммуникация наиболее исследована по сравнению с другими человеческими коммуникациями. Ведь сообщение, которое создано в любой знаковой системе можно с легкостью "перевести" в вербальную систему.

Слова воздействуют на человека. Это воздействие обусловлено взаимодействием знания и слова. Знания же у человека основаны на опыте.

Формы человеческого знания

Существуют две основные формы человеческого знания: осознанное знание и неосознанное знание.

Осознанное знание, в свою очередь, делится на типы:

  • невербальное знание (образное, двигательное),
  • рациональное,
  • вербальное знание (слова и их значения),
  • чувственно-эмоциональное (эмоции, впечатления),
  • опытно-эмпирическое.

Так как знание имеет разные формы, то слова на личность человека будут иметь неодинаковые способы воздействия. Всем известно, что наши слова могут влиять на подсознание, и соответственно, обуславливать наши действия. Помимо подсознания, слова влияют и на эмоции, чувства. Но самое сильное воздействие слово имеет на наш разум, интеллект, сознание.

Словарный запас человека

Воздействие слов на личность возможно благодаря взаимодействию опыта человека и смысла воспринимаемого слова. У каждого человека есть свой словарный запас, то есть большое количество групп слов, которые находятся в памяти. Благодаря словарному запасу человек может принимать участие в коммуникации. Ученые установили, что словарный запас среднего носителя языка составляет около 104-105 слов. Существуют предположения, что наш словарный запас находится в памяти в виде особых, сложных структур.

Многоярусной структурой обладает речевая сторона коммуникации, при этом выступая в разнообразных стилистических разновидностях. Например, разные жанры, стили, диалекты и социолекты, литературный и разговорный язык.

В реализации коммуникативного акта участвуют не только все речевые характеристики, но и другие компоненты. При общении с людьми мы, исходя из условий общения, подбираем нужные в этот момент средства речевой и неречевой коммуникации. Это – социально значимый выбор.

Человеческий язык обеспечивает речевую коммуникацию. Речь является частью коммуникационного акта и имеет ряд характерных свойств.

Свойства речи:

  • с помощью речи формируется Ваша общественная роль;
  • с помощью речи осуществляется Ваше общее признание;
  • речь – часть не только коммуникативной культуры, но и культуры вообще;
  • социальные значения создаются именно в речевой коммуникации.

Слова – это не просто символы, знаки, которые что-то означают, при помощи слов мы создаем огромные системы идей, мифов, верований, характерных определенной культуре.