Наверх

Продукт > Управление бизнесом > Начинаем свой бизнес > Фирменный стиль

Фирменный стиль

Зачем нужен фирменный стиль

Словосочетание фирменный стиль не редко путают со словом «бренд». Разница между этими словами составляет от нескольких десятков до миллиардов долларов годового оборота. Наличие фирменного стиля не делает Вашу компанию брендом. Но, без фирменного стиля сейчас не обойтись.

Фирменный стиль нужен, чтобы решить такие задачи:

  • выделить Вашу компанию среди конкурентов;

  • сделать Вашу компанию узнаваемой;

  • указать на сферу деятельности компании;

  • выразить политику компании на рынке.

В западной литературе используется термин «корпоративный стиль» или «corporate identity», это точнее, по сути. Основная задача фирменного стиля выделить Вашу компанию среди конкурентов так, чтобы увидев элементы фирменного стиля, потенциальные клиенты тут же вспоминали о Вашей компании и её услугах, товарах.

Что входит в фирменный стиль

Элементами фирменного стиля являются:

  • шрифты, которые применяются для написания названия, логотипа, реквизитов компании, а также для ведения деловой переписки;

  • цветовая гамма;

  • логотип в цвете, чёрно-белый вариант.

Всё, что касается фирменного стиля, вносится в «гайдлайн» (англ. guideline). Часто его называют брендбук, хотя это не совсем правильно. По сути «гайдлайн» это стандарты, на основе которых Вы можете применять элементы фирменного стиля. Как логотип будет выглядеть в рекламе, где он будет находиться в деловом письме или коммерческом предложении, как поместить логотип на вывеске и т.п.

Заказываем фирменный стиль

Все эти сложности с элементами фирменного стиля, «гайдлайн» пришли к нам из Запада. Связано это с высокой конкуренцией и воровством идей. В наших условиях, можно ограничиться названием, логотипом, слоганом и фирменными цветами. Если же у Вас амбициозный проект, то придётся создавать полный пакет фирменного стиля.

Прежде чем отдать нанять дизайнера необходимо разработать название (подробнее читайте здесь).

Далее следует написать концепцию. Она может нести эмоциональный или рациональный окрас. Зависит от специфики бизнеса, политики компании на рынке. Например, Вы торгуете рыбой. Если писать с позиций эмоций, то видится бушующее море, в котором небольшой траулер, смелые, суровые мужчины ловят рыбу. Рациональный подход даёт концепцию, в которой хорошо организованная логистика, что позволяет поставлять свежую рыбу.

Вот эту концепцию и стоит отдать дизайнеру с описанием деятельности организации. Можно добавить и «эмоциональные фильтры» для будущего логотипа:

  • агрессивный стиль, проявляется в резких, экспрессивных, динамичных линиях и формах, соответствует агрессивной политике компании, чисто мужским товарам, спортивным товарам;

  • позитивный стиль, выражается в плавных линиях, окружностях, соответствует позитивной направленности, заботе о клиентах, детским, женским товарам;

  • нейтральный стиль, линии не имеют ярко выраженной окраски, соответствует сферам бизнеса, где эмоции имеют не очень большое влияние, например программное обеспечение, финансовые услуги, проектирование в строительстве.

Также не помешает и видение логотипа. Его можно нарисовать с использованием таких подходов:

  • шрифтовой, разрабатывается специальный фирменный шрифт, которым пишется название, не самое худшее решение;

  • символьный, когда знак логотипа представляет собой символ, например, зубчатое колесо для машиностроения. Символ может быть конкретным, например изображение животного близко к реальному, или абстрактным;

  • смешанный подход, когда в знаке присутствует и картинка, и буквы, наиболее оптимальный вариант, но и достаточно сложный.

Не забывайте о территории и целевой аудитории бизнеса. Не все символы, абстрактные рисунки могут быть восприняты позитивно или поняты потенциальными клиентами. Не нужно перегружать логотип и лишними знаками, надстройками, в очень редких случаях в качестве логотипа понадобиться фамильный герб. Пусть он будет простым и понятным.

Кстати, выбирая дизайнера, стоит обратить внимание на его опыт, стиль работы. Вам он может не подойти изначально, даже если это успешный специалист. Чтобы не было проблем, стоит составить договор, в котором чётко прописать требования к качеству работы и оговорить внесение правок. Большинство дизайнеров, часто, требуют за внесение правок дополнительную плату.

Утверждение логотипа должно основываться на тех условиях, которые Вы ставили изначально. Также следует обратить внимание, как воспринимается небольшое изображение логотипа (на ручку, чашку, например), большое (на рекламный щит, вывеску). Обратите внимание на чёрно-белый вариант логотипа, как он будет смотреться.

В логотипе желательно избегать мелких деталей. Они могут «пропасть» во время печати, не быть видными в небольшом формате. Цветовая гамма не должна иметь кислотных, чересчур ярких цветов.

Помните, что изображение на мониторе (файл Jpeg) смотрится совершенно иначе и зависит от настроек цветопередачи. Лучше распечатать из исходного файла. А вообще, дизайнер должен прислать логотип с раскладками цветов для использования в электронном и печатном виде.

После утверждения логотипа дизайнер разрабатывает остальные элементы фирменного стиля. Делать или не делать «гайдлайн» (если угодно, брендбук), решать Вам. В любом случае прописать общие стандарты и рекомендации по использованию логотипа стоит.

Постарайтесь как можно быстрее зарегистрировать товарный знак. А дизайнер обязан передать Вам все имущественные права на логотип и другие элементы по специальному договору. Старайтесь пользоваться юридической помощью по вопросам авторских прав. Были прецеденты, когда некоторые дизайнеры вымогали деньги за «нарушение авторских прав». Конечно, это повлечёт дополнительные затраты, но лучше подстраховаться.

Фирменный стиль готов, можно его использовать для продвижения.