Наверх

Продукт > Учет клиентов (CRM) > Новости управления организацией > Декабрь 2020 > Узнайте причины того, почему вы не можете сказать «нет»? 5 способов научиться

Узнайте причины того, почему вы не можете сказать «нет»? 5 способов научиться

Вы из тех людей, которые всегда готовы добровольно взяться за дополнительный проект на работе, вступить в родительский комитет, подставить плечо в трудную минуту, на котором можно поплакать, одолжить деньги, даже если вам самим не хватает?

Обратной стороной, которую не замечают большинство, является то, что вы при этом начинаете чувствовать себя уставшими или перегруженными столькими делами. Вы иногда просто выгораете или впадаете в депрессию. Или, правда, в редких случаях обижаетесь, что другие не относятся к вам так, как вы к ним. Вам кажется, они не ценят вас.

Что же движет таким поведением? Вот некоторые из распространенных причин:

1. Ценности.

Вы делаете то, что делаете, потому что верите в то, что делаете. Вы помогаете, заботитесь о других, потому что ваши ценности говорят, что именно так вы должны проживать свою жизнь, и в этом суть хорошей жизни. Вспомните Мать Терезу, чьи действия действительно коренятся в ее ценностях. Если и у вас такая мотивация, то у вас нет ни побочных эффектов, ни выгорания, ни обиды, ни чувства того, что ваши отношения не сбалансированы. Самое главное, вы действительно счастливы от того, как вы ведете свою жизнь, гордитесь жизнью, которую вы создали.

2. Чувство вины.

Вина обычно связана с нарушением правил, которое порождает чувство вины. Правила часто исходят от других - от родителей, значимых людей в вашем прошлом, таких как учителя, и их голос, а не ваш, находится в вашей голове, голос командующий и критический, который вызывает чувство вины, когда вы нарушаете их правила. Всегда говоря «да», вы избегаете чувства вины и самокритики, но за это придется заплатить.

3. Страх расстроить других.

Помогая деньгами или вступая в новый проект, хотя уже завалены другой работой, вы не хотите расстраивать других. Расстройство здесь может быть гневом, обидой, разочарованием - любым набором сильных реакций, которые могут возникнуть у других.

Речь идет о том, чтобы быть «хорошим» человеком, о том, что в детстве мы узнали, что важно делать счастливыми других, чтобы не попасть в беду, чтобы выжить. Даже если вы больше не ребенок, вы все еще не можете терпеть сильные эмоции или негативные реакции других, вы все равно справляетесь с миром тем же самым страхом. Вы всегда идете по яичной скорлупе и избегаете любой конфронтации, потому что мир - это страшное место.

4. Награда.

Делая больше, чем все остальные, вы получаете награду - признание от других, которые видят в вас трудолюбца, лучшего друга. Вы видите себя «мучеником» - жертвой, которая никогда не получает то, что ей нужно, и остается незамеченной. Но вас утешает осознание того, что вы действительно лучше, чем все остальные.

Как сломать шаблон и научиться говорить «нет»?

1. Замедлитесь.

На автопилоте слишком легко на все согласиться. Нужен волонтер для комитета? Ваша рука поднята еще до того, как человек закончил предложение, и прежде чем у вас будет время подумать. Замедлитесь. Не поднимайте руку автоматически. Если вас просят об услуге, скажите: «Спасибо, что попросили. Дайте мне подумать, я отвечу позже». Остановив автопилот, снизив его скорость, вы получите возможность задействовать свой рациональный, а не эмоциональный мозг. У вас есть время? Вы действительно хотите это сделать? Чего вы боитесь, отвечая «нет»?

2. Знайте, что вы можете передумать.

Итак, вы согласились, но через два дня понимаете, что у вас все-таки нет времени. Перезвоните, извинитесь, скажите, что вы еще немного подумали и поняли, что у вас все-таки нет времени. Передумать - это нормально.

3. Ожидайте волны вины и беспокойства.

Если вы сделаете это - скажете «нет», передумаете, не поднимете руки - приготовьтесь к эмоциональному цунами: вот вам и чувство вины, и беспокойство о том, что другие расстроены. Это критический голос в вашей голове. Это старая проводка, эмоциональный фантомный огонь. Он утихнет. Похлопайте себя по плечу за то, что не сдались.

4. Избегайте черно-белого мышления.

Либо я выступаю добровольцем в комитете, либо нет. Либо я делаю то, что хотят другие, либо я бесчувственный, безразличный человек. Чего явно не хватает в этом образе мышления, так это какой-то золотой середины. А золотая середина здесь вот в чем: вы не станете волонтером в комитете, но, возможно, найдете другие способы помочь, которые соответствуют вашему времени и доступности. Вы находите золотую середину, не чтобы утолять свою вину, а чтобы проявить сочувствие и сострадание, чтобы жить в соответствии со своими ценностями.

5. Начните с небольших шагов.

Проблема здесь снова не в комитетах или деньгах, а в том, чтобы установить границы и научиться терпеть сильные эмоции других, заменить их своими желаниями и потребностями и вывести их на передний план в вашей жизни. И вы действительно можете начать где угодно: в любое время, когда вы понимаете, что не хотите что-то делать, действуйте в соответствии с этим чувством. Научитесь прислушиваться к своим внутренним реакциям, противостоять собственному беспокойству и устаревшим детским страхам; говорите и защищайте себя, даже если вы знаете, что другие могут быть недовольны.

«Речь идет о том, чтобы вы заботились о себе, а не боялись, что другие будут заботиться о вас, только если вы будете чрезмерно ответственны. Сказать «нет» другим - это сказать «да» самому себе», - подытоживает автор рекомендаций - профессор Боб Тайбби, имеющий 45-летний клинический опыт и являющийся автором 11 книг и более 300 статей.

В повседневной рабочей суете легко попасть в неловкие ситуации, связанные и с неумением говорить «нет», и с различными оргвопросами. В этом смысле полезно грамотно выстроить рабочие процессы с открытой обратной связью и эффективными коммуникациями, что удобно сделать с помощью CRM-системы «Простой бизнес» (скачать можно по ссылке).

Комментарии