Продукт > Управление бизнесом > Начинаем свой бизнес > В основе бизнеса – идея

В основе бизнеса – идея

Любой бизнес начинается с идеи, на которой бизнесмен планирует заработать. Финансовая сторона идеи по праву считается самой важной. Но в этом и подвох. Сосредоточившись на анализе будущих финансовых потоков, бизнесмен забывает о куда более важных вещах, например, откуда эти финансовые потоки появятся.

Для анализа состоятельности бизнес-идеи постарайтесь использовать несколько методик, которые проверенны временем и практикой. Небольшое замечание, каждая методика имеет свои плюсы и минусы, а результат анализа зависит от Вас.

Общий анализ рыночного сегмента. Некоторые сегменты рынков имеют естественные ограничения, как для входа, так и для развития. Например, сегменты товаров с высокой ценой, узкоспециализированных товаров. Такие сегменты часто кажутся привлекательными, но не для новичков. Также оцените государственные ограничения (лицензирования, дополнительные требования к деятельности, оформлению прав и т.д.).

Анализ идеи для потенциальных клиентов. В идеале Вы должны знать:

- что продавать;

- кому (кто Ваши клиенты) и где;

- почему будут покупать именно у Вас;

- как будете продвигать;

- почём (цена, за которую будут готовы покупать).

Предпоследний вопрос, пожалуй, самый важный. Если Вы не собираетесь быть монополией, то Вам необходимо иметь ответ на этот вопрос. Что Вы сможете предложить своим покупателям такое, что они выберут именно Вас. Чем Вы их "зацепите" и что выделит Ваше предложение среди аналогичных товаров или услуг.

При ответах на эти вопросы избегайте общих формулировок вроде "высокое качество", "неординарность", "ориентированность на клиента", "доступность" и т. п. Формулировки должны быть конкретными. Если это качество, то в чём оно конкретно выражается.

Конкурентный анализ

Посмотрите, не только что и по каким ценам предлагают конкуренты, но и как. Важно увидеть в работе конкурента, как плюсы, так и минусы с позиций именно клиента. Тогда Вам будет легче сформулировать своё предложение. Люди разные и удовлетворить всех не может ни одна организация. Неудовлетворённые конкурентом клиенты могут стать Вашими.

Во время анализа конкурентов обращайте внимание не только на тех, кого принято считать прямыми конкурентами. Например, Вы собираетесь продавать программы для бухгалтерии. Вашими конкурентами будут не только другие программы для бухгалтеров, но и обычный "бумажный" метод ведения бухгалтерии, специальные компании, которые оказывают бухгалтерские услуги. 

Анализ цен

Изучения прайсовых цен часто недостаточно. Конкуренты могут продавать со скидками, получать преференции от поставщиков, иметь низкие затраты. Также могут использовать акции, сезонные скидки и распродажи. Не редко новичков выдавливают временным снижением цен. Сможете ли Вы конкурировать с ними по цене?

Анализ источников будущих затрат

На начальном этапе важно понять, откуда возьмутся затраты для реализации идеи. Каждый источник затрат нужно записать, чтобы в дальнейшем вывести величину затрат. Это необходимо для того, чтобы во время реализации идеи не столкнуться с непредвиденными затратами.

SWOT-анализ

Используется достаточно часто благодаря своей простоте и понятности. Использовать его можно и для существующего бизнеса, и при разработке новых направлений деятельности. Суть методики в том, что оцениваются внутренняя и внешняя среда будущего бизнеса. 

Внутренняя среда это факторы, которые касаются непосредственно организации. Например, обеспеченность финансовыми, человеческими, материально-техническими ресурсами, опыт, навыки создателя бизнеса и т. п. Эти факторы делятся на два вида: сильные и слабые стороны. Оценивать нужно объективно. Для лучшей наглядности можно оценить влияние фактора в баллах. Например, для программиста, открывающего свой бизнес, знание сферы деятельности не только сильная сторона, но и важный фактор. А вот недостаток финансовых средств это слабая сторона, притом, что этот фактор имеет большое влияние на будущий бизнес.

Внешняя среда это то, что находится за пределами организации. К таковым можно отнести показатели рынка, политику государства, валютный курс, развитие экономики, рост доходов населения, конкуренты и т. п. Внешние факторы разделяются на возможности и угрозы. Понятно, что возможности будут способствовать развитию бизнеса, а угрозы будут мешать.

Когда Вы сведёте все данные в таблицу (или другую, удобную для Вас форму), то сможете увидеть, насколько Ваш будущий бизнес может быть успешным.

Конечно, даже самый подробный анализ не панацея и не ответ на вопрос "Будет ли бизнес успешным". Это скорее основа для дальнейших действий. Ведь Вы увидите все преимущества и недостатки идеи. Чем лучше Вы разберётесь, тем меньше ошибок и лишних действий сделаете в дальнейшем. Тем проще Вам будет организовать процесс.

В любом случае слишком упрощённый подход к анализу идеи может сыграть не на Вашу пользу.