Наверх

Продукт > Организация > Организация деятельности компании > Виды организации управления бизнесом

Виды организации управления бизнесом

Ещё у древних шумеров существовали наставления о том, как вести бизнес. За многие годы теория и практика породили огромное количество видов управления. Особенно плодотворным на концепции управления выдался 20 век. Все концепции были направлены на то, чтобы повысить эффективность бизнеса. Но каждый вид организации имеет свои минусы. Чтобы не попасться на удочку бизнес-консультантов и компаний, предлагающих услуги по автоматизации, стоит знать, на каком виде управления основано их предложение, а также, какие минусы могут быть.

Рассмотрим некоторые из них.

Организация работы по функциям

Процессы делятся на блоки по функциям. В отечественном бизнесе используется часто. Например, финансы, маркетинг, разработка или закупка, продажи и т.п. Это позволяет распределить сотрудников соответствующих специальностей, ответственность за определённые функции.

С одной стороны, используя данный вид управления, проще организовывать, но с другой существуют и минусы - этот вид организации деятельности не подходит для бизнеса, который работает в изменчивых условиях. Также не подходит для бизнеса, в основе сферы услуг которого творческая работа.

Система сбалансированных показателей

Этот вид управления базируется на выведении показателей. Достижение этих показателей и является способом управления. Достижение осуществляется через стратегию, бизнес-процессы и анализ причинно-следственных связей.

Любопытно, что в данной системе кроме легко измеримых показателей (прибыль, объёмы продаж, ассортимент) используются и трудноизмеримые показатели. Например, лояльность и степень удовлетворённости клиентов, лояльность персонала, инновационный потенциал.

Внедрение этой системы позволило многим фирмам выбиться из аутсайдеров в лидеры. Но это не российские компании.

Минусом системы является отсутствие адаптации для реалий отечественного бизнеса. У нас работает другая система оценок и показателей, что определено спецификой отечественной экономики.

Контроллинг

Как понятно из названия, эта система сосредоточена на контроле управления, но этим не ограничивается. Контроль нужен для того, чтобы анализировать эффективность тех или иных действий. Данные анализа используются для создания механизма принятия решений, как на уровне руководства, так и на уровне сотрудников. Объектом анализа является информация, которую часто даёт и сам сотрудник в виде отчётов определённой формы.

Задача такой системы "разгрузить" руководителя, особенно если компания небольшая, избавить его от необходимости постоянно участвовать в процессе. Ему достаточно просто контролировать информацию и принимать решения. Однако и здесь есть минусы в виде излишней "механизации" процесса и сложности систем. Действия не только сотрудников, но и руководителя теряют инициативность.

Управление качеством

Данный вид организации работы был направлен на устранение проблем в самих процессах и между процессами в компании. Под проблемами понималось то, что может привести к неудовлетворению клиентов. В начале 80-х, в США основной причиной неудовлетворения клиентов было качество продукции. Целью было создание устойчивого, ориентированного на клиента управления с прогнозируемым результатом по качеству товаров и услуг.

Минусами метода является то, что он не учитывает многие факторы внешней среды. К тому же практика показывает, что качество не является залогом победы на рынке. Удовлетворение клиента также не всегда делает товар и компанию успешными.

Эти минусы присущи и для других видов организации, направленных на управление качеством.

Процессное управление

Пожалуй, самый упоминаемый вид в статьях и современной литературе. В чём его суть? Каждый период времени ваши сотрудники и вы сами выполняете какие-то задачи. То есть, осуществляете деятельность, которая состоит из функций. Функции объединяются в процессы. Каждый процесс имеет вход и выход. Например, на входе счета, оплаченные и неоплаченные, накладные за поставленные товары или услуги, кредит и т.д. На выходе финансовый отчёт, который демонстрирует ваше финансовое состояние на данный момент. Вот из таких процессов и складывается ваша компания. В итоге все процессы должны где-то начинаться и вести к каким-то результатам. По сути, это оперативное управление. Отличается процессное управление только тем, что в оперативном управлении вводятся стандарты выполнения функций и процессов, назначаются ответственные за процесс.

Минусы следующие - сложность во внедрении, отсутствие достаточной гибкости, стремление к стабильности, а не адаптации к рынку.

Проектное управление

Этот вид организации работы наиболее подходит для малого и среднего бизнеса. Почему? Вам не нужно разбирать работу на функции или процессы. Вам не нужно осуществлять тотальный контроль над действиями или искать дефекты, не удовлетворяющие клиентов.

Свою деятельность вы разделяете на проекты. Каждый проект имеет свои процессы и ресурсы (человеческие, материальные, финансовые). Например, ведение бухгалтерского учёта - это проект. Поставка товара определённому клиенту - это проект, который включает в себя и закупку. Проекты можно объединять, разделять, переводить ресурсы из одного в другой.

При этом вы можете варьировать стиль управления проекта. Где необходима жёсткость, можно проявлять авторитаризм. А если нужно, применять демократичный подход. Одновременно компания может выполнять несколько проектов, а руководитель управлять длительными процессами, контролируя их.

Руководитель управляет проектами и получает информацию, которая объективно показывает, что с проектом. В общем, проектное управление позволяет создавать гибкую организацию работы. Тогда ваша деятельность направлена на решение конкретных задач в определённых условиях. Если поменялись условия или задачи, то просто изменятся проекты.

Минус проектного управления проявляется в крупных компаниях, когда сотрудник подчиняется двоим менеджерам: своему начальнику и руководителю проекта. В небольших компаниях такой риск не возникнет. Да и в крупных компаниях, применяющих проектное управление, эту проблему научились решать.

Проектное управление, как вид организации деятельности, положен в основу комплекса "Простой бизнес". Этот вид организации работы подходит для малого и среднего бизнеса, различных сфер деятельности и более прост во внедрении.