Наверх

Продукт > Учет клиентов (CRM) > Новости управления организацией > Декабрь 2023 > Как и когда говорить «нет» на работе

Как и когда говорить «нет» на работе

Ко всем нам обращаются с просьбами на работе, даже если предлагаемые задачи не входят в круг наших должностных обязанностей. Часто то, что звучит как просьба, на самом деле — приказ, в том смысле, что практически невозможно отказаться выполнить просьбу руководителя без последствий для себя.

Как и когда говорить «нет» на работе

Майкл Видерман, доктор философии, коуч, дает несколько рекомендаций тем, кто хочет научиться отстаивать свое «нет.

В каких случаях говорить «нет»

Если вас просят что-то сделать на работе, подумайте дает ли это вам какие-то возможности и отвечает ли это вашим профессиональным целям? Входит ли это в число ваших сегодняшних приоритетов? Если да, то есть еще один важный момент, который стоит учитывать: оцените сопутствующие затраты времени и энергии на выполнение чьей-то просьбы. Есть ли у вас на это ресурсы, или ради чужой просьбы придется вычеркнуть что-то из своего списка дел?

Важно также спросить себя, почему вы хотите выполнить просьбу: ради профессионального развития или просто, чтобы сохранить хорошие отношения с коллегой, руководителем? Проанализируйте, к чему приведет ваше решение: будет ли оно в интересах обеих сторон, или только одной? Не приведет ли потом ваше согласие к обиде на обратившегося к вам сотрудника?

Как сказать «нет»

Если к вам обратились с просьбой и вы не знаете, соглашаться или нет, постарайтесь, по крайней мере, выиграть время, сказав: «Я бы хотел сначала подумать об этом. Могу ли я связаться с вами позже?» Можно также запросить дополнительную информацию, например, детали проекта, сроки и т.д. Это не только даст время на размышление, но и поможет принять решение, которое устроит обе стороны.

Когда вы хотите сказать «нет», важны формулировка и тон. Люди не привыкли слышать отказ на свои просьбы, и некоторые даже пользуются этим, прося больше, чем другой может дать. В этих случаях на отказ могут последовать аргументы, к чему тоже нужно быть готовым. Вполне вероятно, что тот, кто обращается с просьбой, объяснит ваш отказ негативным мотивом (например, вам все равно, вы эгоистичны или ленивы), что может совсем не соответствовать действительности. Чтобы избежать этого, важно вместе со словом «нет» предоставить разумное обоснование или мотив: например, сказать, что у вас нет времени, навыков или опыта для выполнения указанной задачи.

«Я ценю, что меня попросили (или мне доверили это), и я обеспокоен тем, что не смогу сделать это на должном уровне, потому что ...». Но будьте готовы, что и этим ответам могут сопротивляться, и вы услышите что-то вроде: «Я думаю, у тебя все получится» или «Это не обязательно должно быть сделано идеально». Ваш ответ может быть таким: «Я ценю это, но я не уверен, что подхожу для решения этой задачи».

Рассуждая, вы можете предложить помощь: например, посоветовать обратить внимание на коллегу, у которого больше опыта в данном вопросе, или подсказать альтернативные решения, которые просящий еще не рассматривал.

Никогда не соглашайтесь на просьбу сразу, возьмите время для обдумывания решения или для переговоров: все это работает в вашу пользу. Как и любой другой навык, умение говорить «нет» требует трех «П»: подготовка, практика и перспектива (размышление о своем опыте и обучение на его основе).

Комментарии