Наверх

Продукт > Учет клиентов (CRM) > Новости управления организацией > Июнь 2014 > 8 способов «обращения» с манипуляторами

8 способов «обращения» с манипуляторами

Большинство манипуляторов имеют четыре общие характеристики, говорит профессор и коуч Ни Престон:

  • Они знают, как обнаружить ваши слабые стороны.
  • Как только они находят слабые стороны, они начинают использовать их против вас.
  • Посредством проницательных махинаций они убеждают вас отказаться от чего-то важного для вас, для того, чтобы вы служили их эгоистичным интересам.

Каковы бы ни были причины, в бизнесе нужно учиться управлять этими ситуациями.

Не все из приведенных ниже советов помогут сразу и всем, но полезно их принять к сведению, чтобы учиться прибегать к ним в той или иной ситуации.

1. Знайте ваши основные права как человека

Самое важное при общении с манипулятором - знать свои права и понимать, когда они нарушаются. До тех пор, пока вы не вредите другим, вы имеете право постоять за себя и защищать свои права. Итак, вот фундаментальные права человека:

  • у вас есть право на уважительное к вам отношение;
  • у вас есть право выразить свои чувства, мнения и желания;
  • у вас есть право руководствоваться своими приоритетами;
  • вы имеете право сказать «нет», не чувствуя вины;
  • вы имеете право получить то, за что вы платите;
  • у вас есть право иметь мнение, отличное от других;
  • вы имеете право заботиться о себе и защищать себя, если вам что-то угрожает физически или эмоционально;
  • у вас есть право создать свою собственную счастливую и здоровую жизнь.

Конечно, наше общество полно людей, которые не уважают эти права. Психологические манипуляторы, в частности, хотят лишить вас осознания ваших прав и таким образом они могут взять над вами контроль. Однако у вас есть власть и моральное право заявить, что именно вы, а не манипулятор, являетесь хозяином собственной жизни.

2. Держите дистанцию

Один из полезных способов обнаружения манипулятора - посмотреть, как этот человек действует с разными людьми и в различных ситуациях. Конечно, все из нас в той или иной степени отличаются социальной дифференциацией в отношениях с людьми. Но именно психологические манипуляторы впадают в крайности: они могут быть вежливым с одним человеком и очень грубыми с другим, совершенно беспомощными в одной ситуации и агрессивными - в другой. Если вы наблюдаете этот тип поведения от индивидуума регулярно, лучше сохраняйте дистанцию в общении с ним или даже избегайте его.

3. Избегайте персонализации и самообвинения

Поскольку цель манипулятора - найти и использовать ваши слабости, само собой, при общении с ним вы можете почувствовать себя неадекватно или даже начнете винить себя за то, что не сделали так, как просит манипулятор. В таких ситуациях важно помнить, что проблема заключается не в вас. Вами просто манипулируют, чтобы вы начали думать о самих себе хуже: в таком состоянии вы с большей вероятностью сдадитесь и забудете о своей силе воле и человеческих правах. Взгляните на ваши отношения с манипулятором и задайте себе следующие вопросы:

  • относится ли он ко мне с уважением?
  • разумны ли его требования и ожидания по отношению ко мне?
  • эти отношения односторонние или двусторонние?
  • в конце концов, нормально ли я себя чувствую при общении с ним?

4. Переведите «стрелки», задав вопросы манипулятору

Психологические манипуляторы неизбежно будут что-то просить или даже требовать от вас. Эти «просьбы» часто заставляют отойти от собственных потребностей и интересов. Когда вы слышите неразумные просьбы, иногда очень полезно акцентировать ситуацию на самом манипуляторе, задав несколько наводящих вопросов. Так вы увидите, понимает ли собеседник несправедливость своей схемы. Например, спросите:

  • кажется ли это вам разумным?
  • справедливо ли то, что вы хотите от меня?
  • а как же я? Есть ли у меня право голоса в этом?
  • спрашиваете ли вы меня или просто говорите мне?
  • что я буду иметь от этого?
  • вы действительно ожидаете, что я (повторите удивившую вас просьбу манипулятора)?

Эти вопросы - своего рода, зеркало, в котором манипулятор может увидеть свою истинную природу, свои уловки. Если манипулятор имеет высокую степень самосознания, скорее всего, он все поймет и отступит. С другой стороны, по-настоящему патологические манипуляторы обойдут ваши вопросы и будут настаивать на своем. Если это происходит, используйте следующие пункты.

5. Используйте время в свою пользу

В дополнение к необоснованным запросам манипулятор будет ожидать ответа от вас сразу же, чтобы максимизировать давление и контроль над вами (продавцы называют это «закрытие сделки»). Поэтому важно не отвечать сразу же, используйте время в своих интересах и дистанцируйте себя от непосредственного влияния манипулятора. Вы можете взять руководство над ситуацией, просто сказав: «Я подумаю об этом». Вам нужно время, чтобы оценить плюсы и минусы ситуации.

А дальше наступает самое сложное для многих жертв манипуляторов: необходимость сказать «нет».

6. Знайте, как сказать «нет» дипломатично, но твердо

Чтобы быть в состоянии сказать «нет» дипломатично, но твердо, нужно практиковать искусство общения. Главное - четко сформулировать то, что позволит вам стоять на своем. Апеллируйте к этому до тех пор, пока общение протекает в нормальном русле. Помните, что ваши основные права человека включают право на собственные приоритеты, право сказать «нет», не чувствуя вины, а также право на выбор собственной счастливой и здоровой жизни.

7. Учитесь противостоять «хулиганам» (с чувством самосохранения, конечно)

Психологический манипулятор, по сути, является «хулиганом», ведь он нередко запугивает или даже вредит другому человеку. Самое главное - иметь в виду, что он в качестве жертвы выбирает тех, кого воспринимает слабее себя. Пока вы остаетесь пассивными и безответными, вы воспринимаетесь им как цель. Но внутри многие «хулиганы» являются обычными трусами. Когда их жертвы начинают показывать характер и вставать на защиту своих прав, они часто отступают. Это верно как в школьных дворах, так и в бытовых, и в офисных условиях.

Противостоя манипулятору-хулигану, не забудьте поставить себя в положение, при котором можно спокойно защитить себя (в прямо и переносном смысле), заручитесь поддержкой свидетелей, возьмите расписку и т.д. В случаях физического, словесного или эмоционального насилия, проконсультируйтесь со специалистами (юристами, правоохранительными органами, психологами и т.д.). Важно, чтобы противостояние не шло один на один.

8. Покажите свое влияние и сообщите о последствиях, которыми могут обернуться действия манипулятора

Когда психологический манипулятор настаивает на нарушении ваших границ и не принимает «нет» в качестве ответа, делайте акцент на этом пункте. Это один из самых полезных навыков в общении с трудным человеком. Четко сформулированные фразы дают паузу в наступлении манипулятора и заставляют перейти от агрессии к уважению.

Эти основы обращения с манипуляторами, в свою очередь, являются основами искусства общения. Обладание ими сделает ваш путь к успеху и лидерству более быстрым. Безусловно, эти навыки пригодятся руководителю и для управления персоналом, для повышения эффективности которого полезно использовать и специальные разработки, например, облачный сервис «Простой бизнес».

Комментарии