Наверх

Продукт > Организация > Планирование в управлении организацией > Стратегическое планирование

Стратегическое планирование

Стратегические планы часто путают с долгосрочными. Основа долгосрочных планов - это программа действий, рассчитанная на длительный период времени. Стратегический план - это ответ на вопрос "Каким я вижу свой бизнес". Стратегические планы, в отличие от долгосрочных, не строятся на прогнозах. Прогнозирование как раз является слабым местом долгосрочного планирования, так как предугадать будущее невозможно. В глобальном смысле стратегическое планирование позволяет строить будущее. Яркий пример: компании Apple, Microsoft, производители мобильных телефонов - они начинались с небольших компаний, которые не строили планов на будущее, но имели чёткую стратегию, которая позволила им сформировать собственное будущее.

Есть хорошее определение стратегии, взятое у военных: "Стратегия - это искусство размещения войск перед боем, оно начинается с постановки стратегических целей и написания стратегии". По сути - это ответ на вопрос "Каким вы видите свой бизнес?". Возможно, вы будете экономить на издержках, предлагать товар (услуги) по низким ценам или предлагать рынку инновационные товары (услуги). А может, вашим козырем будет просто хорошее обслуживание клиентов.

Как ни странно звучит, но стратегическое планирование особенно важно

. Именно они вынуждены работать в условиях высокой неопределённости с ограниченными ресурсами. Стратегия не убирает неопределённость, но она дает основу для действий и возможность реагировать на изменения.

для организаций малого и среднего бизнеса

Написание стратегического плана

Чтобы написать хорошую стратегию и стратегический план можно использовать следующий принцип - в основе стратегического плана есть четыре пункта:

  • клиенты;
  • финансы;
  • персонал;
  • поставщики и партнёры.

Это стратегические направления, на которых важно сосредоточить своё внимание.

Клиенты

Клиенты - это люди, которые дают организации деньги и формируют её доходы. Вам необходимо понять, что нужно этим людям, чтобы они стали вашими клиентами. Вы должны исходить из понимания проблем своих потенциальных клиентов. Сегодня нет проблемы удовлетворить потребность клиентов, вопрос лежит в следующей плоскости -"как можно удовлетворить свою потребность".

Например, в любом магазине продаются одни и те же компьютеры. Как привлечь клиента в определённый магазин? Можно предложить низкие цены за счёт экономии на издержках, можно сосредоточить своё внимание на узком сегменте специалистов и продавать только профессиональную технику или предлагать невероятно дорогие комплектации с индивидуальным дизайном для богатых людей. А можно продавать по средним ценам, но предлагать дополнительные блага, такие как качественное обслуживание, возможность покупки в рассрочку и т.п.

Также следует указать ваше поведение на рынке. Это может быть агрессивный захват или спокойное развитие по ситуации. Здесь вы должны понимать, что агрессия, экспансия часто требуют значительных ресурсов, хотя взамен можно получить большую долю рынка в кратчайшие сроки.

Итак, следует чётко написать, кого и за счёт чего вы сделаете своими клиентами. Возможна ли ошибка на данном этапе? Безусловно, но отсутствие понимания за счёт чего привлечь клиентов и заставить их расстаться с деньгами ещё большая ошибка.

Финансы

Первое, что должен отображать этот пункт - это нацеленность на прибыль. Причём на конкретный размер прибыльности вашей организации. Подходить к этому вопросу стоит с позиций пункта "Клиенты". Для многих видов бизнеса существуют определённые ограничения по прибыльности и развитию. Это следует понимать и иметь в виду. Небольшое рекламное агентство в регионе вряд ли может дать огромную прибыль, да и перспектив развития в национальный масштаб мало.

Второе - это ваши издержки и ваша политика относительно затрат. Агрессивное поведение на рынке, экспансия в регионы, конкуренция с лидерами рынка потребуют более высоких издержек. Также следует помнить, что оказание качественных услуг часто оборачивается дополнительными затратами, например, на более высококвалифицированный персонал. Но тем не менее, на этом этапе можно отметить и направления оптимизации затрат, например, жёсткий контроль, использование удалённых сотрудников из регионов (где рабочая сила дешевле) и т. д.

Также следует указать политику относительно привлечения средств - будете ли вы использовать только свои средства и прибыль или это будут кредиты и инвестиции, как и на каких условиях вы будете привлекать заёмные средства.

То есть, в данном пункте стратегического плана отобразите ваше отношение к финансовой составляющей бизнеса.

Персонал

Во многих сферах бизнеса результат и прибыль очень зависят от персонала. Это направление в стратегическом планировании очень важно. Определитесь, какой персонал вам нужен - это будут инициативные, энергетические машины или исполнители, готовые выполнять работу строго с 9 до 18, но качественно. Учитывайте своё понимание руководства и стиль управления. Если стиль управления авторитарный, то вряд ли инициативные сотрудники приживутся у вас. Также следует описать требования к квалификации.

Теперь важно выстроить отношения с персоналом, определить требования и то, что вы готовы дать персоналу в обмен на работу. Вопрос не только в деньгах, обычно на рынке уровень зарплат средний. Причиной увольнений, текучки кадров, как и желания работать, держаться за место часто являются отношение руководителя к сотрудникам.

Поставщики и партнёры

Ваш бизнес во многом невозможен без участия третьих лиц. Поставщики и партнёры часто являются весомой частью бизнеса, поэтому уже на стратегическом уровне важно выстроить политику отношений. Даже если вы ещё не знаете, кто будет вашим партнёром или поставщиком. Партнёрами могут выступать подрядчики, организации, которые оказывают вам определённые услуги.

Например, возьмём поставщиков: часть из них может иметь для вас приоритетное значение, другая часть будет иметь меньшее значение. Это всё следует указать в виде формата отношений. Не стоит забывать, что на небольшую фирму может оказываться давление со стороны поставщиков и вам придётся с этим работать.

Если вы хорошо опишите данное стратегическое направление, то вам будет легче выстраивать политику отношений на тактическом и оперативном уровне, вашим сотрудникам также будет легче работать.

Публичность стратегии

В идеале ваша стратегия должна быть донесена до персонала и опубликована в открытых источниках (на сайте, в рекламных материалах, презентациях). Но на практике, по понятным причинам, не все пункты стратегии стоит публиковать и доносить до своих сотрудников. С другой стороны, не стоит обманывать, например, многие компании публикуют, что они дорожат своими сотрудниками, а на самом деле отношение совсем другое.

Если ваш персонал, клиенты, поставщики увидят такие расхождения, то, скорее всего, утратят мотивацию сотрудничать с вами или покупать у вас. В отношениях будут недоверие, приоритетность личных интересов над интересами совместной работы. На практике это часто выражается в конфликтах (клиент-организация, сотрудник-организация, поставщик-организация), поэтому при публикации стратегии, донесении её до сотрудников лучше избегать острых моментов и ограничиться общими фразами. Стратегия и стратегический план составляется в большей степени для руководителя, но нужно помнить, что персонал, клиенты и поставщики должны быть в курсе ваших стремлений.

Ещё один важный нюанс: если компания часто меняет стратегические планы, то она строит их или из прогнозов, или из неверного понимания своей деятельности. Как правило, стратегия и стратегические планы изменяются незначительно, а резкие изменения могут быть связаны только с серьёзными законодательными ограничениями.