Продукт > Управление организацией > Планирование в управлении организацией > Виды планирования

Виды планирования

Смотреть мастер-класс по теме

Процессы в компании разделяются по времени и целям. Есть некая глобальная цель для бизнесмена. Она состоит из нескольких целей, которые, в свою очередь, состоят из более мелких целей или задач. Таким образом, планирование идёт от глобальной цели к ежедневным целям и задачам.

Планы принято разделять по видам, чтобы процесс планирования и деятельности по этим планам был организованным. На практике планы удобно разделять по уровням на оперативные, тактические и стратегические планы, а также на планы по действиям внутри организации.

Стратегическое планирование

Первое, с чем вам придётся столкнуться - это стратегические планы, их нередко путают с долгосрочными планами. На самом деле стратегический план - это отображение стратегической цели и вашей стратегии. Например, стратегия максимальной экономии позволила Л. Миттала стать одним из богатейших людей мира. Она выражалась в стратегическом плане, в максимальном снижении издержек по стратегическим направлениям (персонал, ресурсы, сырьё и т.п.).

Стратегическое планирование - это работа руководителя и владельца компании.

Тактическое планирование

Это не совсем среднесрочное планирование, которое применялось на советских предприятиях. Тактические планы, конечно, ограничены по времени, но это время представляет собой сроки достижения тактических целей. Тактические планы являются продолжением стратегических планов. Продолжая пример Л. Миттала, можно сказать, что его тактическими планами на каждом предприятии была оптимизация штатных структур, автоматизация производственных и бизнес-процессов, покупка месторождений угля, как сырья для собственных предприятий.

В небольших организациях тактическим планированием занимаются руководители, в крупных организациях руководители подразделений.

Оперативное планирование

Это планирование на короткий срок. Вы можете ставить показатели и программу действий на один день, неделю, всё зависит от степени изменчивости среды. Приходя утром на работу, вы и ваш персонал должны чётко знать, что делать и, при этом, быть готовыми к возможным изменениям планов. Благодаря наличию таких планов вы можете оперативно отслеживать показатели, контролировать работу.

Планы по направлениям действий

Для некоторых направлений удобно создавать отдельные планы в разрезе стратегических, тактических, оперативных планов. К таким планам относятся: финансовый план, маркетинг-план, инвестиционный план, план модернизации производства и т.п. Обычно такие планы находятся на тактическом и оперативном уровнях планирования.

Разделение планов по видам позволяет эффективно распределять задачи внутри организации, назначать ответственных, контролировать работу. Применение средств автоматизации бизнес-процессов может существенно облегчить работу руководителя и сотрудников.

Смотреть мастер-класс по теме