Наверх

Продукт > Персонал > Подбор и оценка персонала > Маркетинг на рынке труда

Маркетинг на рынке труда

Дефицит? Да.

Дефицит хороших работников был и будет всегда. Квалифицированный работник, исполнительный и инициативный, лояльный к компании это мечта любого работодателя. Чем выше требования, запросы работодателя, тем сложнее ему найти нужного работника. Но без таких работников свои амбиции не удовлетворить. А вот навредить своему бизнесу вполне возможно. А если у вас компания небольшая, вы предприниматель, то привлечь квалифицированного, опытного сотрудника ещё сложнее. Ведь большинство соискателей хотят работать в крупной компании.

Если вы беспокоитесь, что излишние усилия на рынке труда приведут к затратам, то посчитайте недополученную прибыль. Если менеджер по продажам не умеет продавать, то он слишком часто использует скидки. Программист или проектировщик затягивает сроки проектов, делает работу, которую нужно переделывать. Дизайнер делает никому не нужных десять вариантов макета. И все они используют ваши ресурсы, время.

Можно смириться, а лучше всё-таки попробовать иной подход при поиске персонала. Ведь персонал один из ресурсов, который обеспечивает прибыль.

Кто нужен?

Как не все люди могут быть вашими клиентами, так и не все могут быть вашими работниками. Используйте принцип сегментации соискателей.

Вам нужен не просто программист со знанием и опытом. Не просто дизайнер с умением и менеджер по продажам с опытом. Вам нужны люди, которые примут вашу идеологию, подход к работе, требования, будут самостоятельными и инициативными. Или наоборот, исполнительными, аккуратными, пунктуальными и т.п.

Составьте портрет вашего идеального сотрудника с помощью требований или критериев отбора.

Маркетинговая стратегия в поиске персонала

Так же, как люди выбирают товар, так же профессионалы выбирают место работы. И не профессионалы тоже. Они стараются найти выгоды, которые интересны лично для них. И далеко не всегда, как показывает практика, выгоды касаются материальных благ. Рано или поздно человек привыкает даже к большой зарплате.

С учётом того, что работодатели, в основной массе, придерживаются среднего уровня оплаты труда на рынке, нематериальные выгоды также вызывают интерес.

Кроме выгод потенциальный работник оценивает работодателя и по другим факторам. Как и с товаром, выбор будет в пользу известной торговой марки или же такой, которая покажется покупателю "родной".

Хорошо продумайте, почему люди должны сделать выбор в вашу пользу и запишите ответ на этот вопрос. Этот ответ вы озвучите в объявлении о поиске сотрудника и на собеседовании. Если вы неинтересны, то эффективный сотрудник просто не обратит на вас внимания.

Каналы поиска

Тут полная аналогия с каналами сбыта в маркетинге. Как и где вы будете искать сотрудника? Возможно, через знакомых, специализированные сайты, общие сайты по поиску и предложению работы, газеты бесплатных объявлений.

Канал поиска сотрудника зависит от его специальности и квалификации. Искать хорошего программиста или дизайнера интерьера через газету бесплатных объявлений, наверное, не лучшая идея. Для поиска квалифицированных работников можно использовать специализированные форумы, блоги, которые такие специалисты посещают.

Рекламное обращение

Объявление о вакансии это фактически реклама вашей компании. Только не для клиентов, а для работников. То есть рекламное обращение, коммерческое предложение. И как на рынке товаров, вам нужно отличаться от других работодателей, говорить о рациональных и эмоциональных выгодах.

Например, вы очень удивитесь, но очень многие работники готовы сделать выбор в пользу хорошего коллектива. Только слов "дружный", "хороший" и т. п. мало. Укажите конкретно, чем хорош ваш коллектив. Не обещайте "золотые горы". Не используйте общие фразы вроде "мы молодая, но амбициозная компания". Будьте реалистичнее и честнее в объявлениях.

Составляйте объявление так, чтобы привлечь именно нужную категорию работников, которые соответствуют вашим требованиям. Уменьшите количество "непрофильных" кандидатов, которые только отнимают время. И в то же время, расскажите всем, какая у вас чудесная компания.

Конечно, в этой статье не предложен идеальный способ найти сотрудника. Да и нет такого способа. Здесь вам придётся проявить максимум изобретательности. Если ваша компания нуждается в хороших работниках, имеет амбиции, то ваши усилия не пройдут даром. Используя маркетинговый подход, вы с большей вероятностью сможете найти нужных людей для команды, способной достичь самых высоких целей.