Наверх

Продукт > Управление организацией > Организация деятельности компании > Принципы организации деятельности

Принципы организации деятельности

Смотреть мастер-класс по теме

Какой бы способ организации и стиль вы не использовали, он всегда основывается на определённых принципах. Знание этих принципов позволит вам выстроить организацию работы так, чтобы деятельность была эффективной.

Принцип цели организации

У различных сотрудников или подразделений компании не может быть разных целей. Часто можно слышать, что задача отдела сбыта продавать, а бухгалтерии следить за правильностью оформления документов. Это не цели, а задачи, решение которых способствует достижению цели. Цель одна, на всю компанию – получить прибыль и выполнить стратегические задачи.

Принцип эластичности

Одни руководители требуют от работников жёсткого выполнения предписаний. Другие верят в свой персонал и не ограничивают их свободу. Задача руководителя – найти разумный баланс между жёсткими инструкциями и свободой действий. Для некоторых категорий специалистов жёсткое регламентирование рабочего дня подобно смерти. Для других – единственный способ добиться результатов. Также следует обращать внимание и на психотипы в момент подбора персонала. Не стоит забывать и о своём стиле управления: демократичному руководителю иногда бывает трудно стать авторитарным, аналогично и наоборот. Поэтому все попытки использовать «не свой» стиль будут неудачными. Но если это сдерживает развитие компании, то нужно поработать над личным развитием.

Принцип устойчивости

Организация работы должна соответствовать целям компании и состоянию внешней среды на сегодняшний день. Частые кардинальные перестройки, даже при незначительном влиянии, снижают эффективность, так как вместо работы компания постоянно занята пересмотром структур, схем подчинения, регламентов и инструкций.

Принцип прямой подчинённости

Не оставляйте сотрудников без начальника. У каждого сотрудника должен быть свой начальник или старший. Будете это вы напрямую, или более опытный сотрудник, зависит от того, насколько удобно выстраивать управленческие коммуникации с конкретным сотрудником.

Принцип объёма контроля

Практика показывает, что прямое руководство можно осуществлять сравнительно небольшой группой людей. Оптимально управлять 8-10 людьми. Если ваша компания расширяется, добавляются новые сотрудники, лучше начать делегировать управленческие полномочия. В небольшой фирме лучше назначать более опытных сотрудников, которые хорошо зарекомендовали себя в работе. Стоит обращать внимание и на неформальных лидеров.

Принцип безусловной ответственности

Часто руководители снимают с себя ответственность и перекладывают ее на подчинённых. На практике это достаточно серьёзный тормоз для развития и эффективной организации дел. Руководитель должен помнить, что он всегда отвечает за действия работников – так как это он не уследил, не предписал, не провёл обучение или просто вовремя не проконтролировал. Но этот принцип не снимает ответственности и с работника. Особенно, если речь идёт о прямом нарушении дисциплины, инструкций, техники безопасности.

Принцип соразмерности ответственности полномочиям

Если вы хотите, чтобы сотрудник нёс ответственность, то дайте ему полномочия – это как лишить шофёра руля и педалей, но требовать хорошей езды и соблюдения правил дорожного движения. Без полномочий ваш сотрудник просто наблюдатель, а в случае наказания «мальчик для битья». С другой стороны, чем больше полномочий, свободы в действиях и решениях, тем больше и ответственность. Сотрудники должны это понимать и принимать.

Принцип исключения

Рутинные, периодические задачи и даже решения перекладывайте на плечи сотрудников или нижестоящих руководителей (если компания крупная). Большинство руководителей боятся упустить из виду многие задачи. Это отнимает время, а результат, от периодических задач, как правило, ожидаемый и прогнозируемый. К тому же передав эту задачу сотруднику, руководитель сохраняет за собой контроль над выполнением задачи.

Принцип приоритета задачи

При организации деятельности важен результат решения задачи, но никак не амбиции сотрудника, отдела или подразделения. В организации нет лучших, худших, приоритетных личностей. Есть только задачи и они могут быть приоритетными или первостепенными по отношению к цели.

До кризиса компании нередко создавали отделы, которые потом пытались загрузить какими-то задачами. Как только пришлось затянуть пояса, пострадали ненужные отделы (например, маркетинга, оптимизации бизнес-процессов, PR).

Также этот принцип работает против «звёзд». Со временем многие сотрудники, добившиеся результатов, авторитета, начинают постепенно отмахиваться от решения неинтересных, по их мнению, или ненужных задач. Руководитель опасается потерять такого сотрудника и сознательно выключает из ряда процессов, чтобы не травмировать психику «звезды» пустяками.

Принцип совершенствования

Организация деятельности не является чем-то стабильным. Стабильность – это понятие относительное. Изменяется рынок, влияние внешних факторов, поэтому необходимо приспосабливаться.

Для руководителя всегда найдётся работа по совершенствованию деятельности в компании. Ощущение стабильности для руководителя обманчиво, а в жизни, нередко, приводит к негативным последствиям. Если руководитель не сможет перестроить работу компании, адаптировать её, то последствия не заставят себя долго ждать.

Знание принципов является основой для того, чтобы организовать деятельность компании для получения максимального результата.

Смотреть мастер-класс по теме